Когда начинать воспитание / дрессировку щенка?
За многолетнюю практику инструктора-дрессировщика мне доводилось слышать множество вариантов ответов на этот важнейший кинологический вопрос: «не ранее 6-ти месяцев…», «с 8-ми месяцев…», «только с года…» и т. п.
Вот и совсем недавно, хозяин двухмесячного курцхаара снова убежденно заявил мне, что начинать воспитывать щенка ему сказали не ранее шести месяцев.
- Кто интересно это вам сказал? – спросил я.
- Друг, подаривший щенка.
- И с каких «помидоров» взята им эта цифра?
- Не знаю, ему кто-то сказал.
Блеск! Какой достоверный источник – «кто-то сказал»! Естественно он, этот эфемерный «кто-то», просто обязан вызывать у здравомыслящего человека куда большее доверие, чем профессиональный инструктор по дрессировке с восемнадцатилетним практическим стажем работы и высшим кинологическим образованием. Это же так логично, когда ни за что не отвечающий «кто-то» имеет больший вес, нежели специалист к которому сам же владелец щенка обращается по рекомендации своих знакомых, более чем довольных результатами дрессировки, которые тоже обратились по рекомендации от знакомых… и т. д.
- Ладно, - соглашаюсь. Дескать, «вам из погреба виднее». Благо в мою работу не входит уговаривать людей делать правильно. – Соберетесь – позвоните. А книжку мою срочно читайте, в любом случае!
Через день звонит клиент:
- Книжка классная, все правильно написано, давай сразу заниматься!
- Ну, слава Богу! – вздыхаю я, ведь давно известно, что легче сразу научиться правильно плавать, чем потом переучиваться!
Но это еще далеко не все.
Главное, что всегда меня поражало, как и в приведенном выше случае, так и в других подобных случаях – это безапелляционность, с которой кем-то заявлялась та или иная цифра. Почему-то у всегда щепетильных и дотошных хозяев собак не возникал закономерный вопрос: а с какого «потолка» взята именно эта точка отсчета? Почему так и не иначе?
Тем более, «прелесть» ситуации состояла в том, что дальше самой констатации факта никто из авторов подобного рода заявлений объяснениями не заморачивался! Поэтому вполне логичный вопрос: «А почему, собственно?» – так и оставался без ответа.
Естественно, подобного рода ни чем не обоснованная категоричность всегда вызывала у меня сомнения. И, как оказалось, не безосновательно…
Когда же на самом деле начинать воспитывать / дрессировать щенка? Давайте разберемся в этом вопросе с опорой не на досужие домыслы, а на кинологическую литературу.
Для этого откроем, например, самую научную из книг моей кинологической коллекции Полищук Ф. И., Трофименко А. Л. «Кинология», в которой аж 1000 страниц!
Детально перепотрошив ее, мы узнаем, что да, действительно, каждая из приведенных выше цифр в жизни собаки имеет определенное значение.
Например, полное развитие постоянных зубов наступает в шесть-семь месяцев, к этому времени так же достаточно укрепляется челюстной сустав. Это означает, что снимается запрет на любимую собачью игру в перетягивание игрушки (валика, кольца, канатика), которая раньше, в процессе смены зубов, могла, с большой вероятностью, нарушить формирование правильного прикуса.
К 8-ми месячном возрасту, в среднем, у собак достаточно укрепляются связки и окостеневает скелет, в частности, завершается энхондральное окостенение коротких запястных костей, в результате чего исчезает опасность деформирования передних конечностей, и, как следствие, снимается запрет на преодоление препятствий (особенно, спрыгивать с высоты).
Стадия полового созревания в зависимости от породы может иметь продолжительность от 8 – 10 месяцев до 1,5 – 2,5 лет. А у некоторых мелких пород и к 6-ти месячному сроку. Но, как правило, к году, за редким исключением, у всех пригодных для охраны средних и крупных собак наступает процесс половой зрелости, позволяющий полноценно использовать их в отработке на защиту.
И т. д.
Как видим, каждый срок в жизни собаки действительно имеет определенное значение, вот только, каким боком он соотносятся с самим воспитанием и общей дрессировкой, нам так и остается не понятно. Ведь накладывая некоторые ограничения в каких-то элементах отработки, эти сроки отнюдь не отменяют необходимость воспитания / дрессировки щенка в общем. Так же как запрет на занятия штангой для восьмилетнего ребенка вовсе не отменяет необходимости его занятий физкультурой!
Иначе, когда придет время ставить правильную хватку, учить собаку преодолевать препятствия, отрабатывать навыки охоты или защиты – на чем вы будете их строить, если у вас нет послушания и, как следствие, управления и взаимопонимания со своим питомцем? Или, может быть, вы думаете, что ту же «защиту» в год вы сможете работать с собакой без полноценного послушания? Это же чистой воды самоубийство! Да и работа в поле или в лесу, с уже подросшим и окрепшим, но «нулевым» и неуправляемым питомцем, поверьте, не сулит ничего хорошего.
Для того, чтобы ребенок в десятом классе освоил логарифмы, он должен в первом классе выучить арифметику. А для этого, как не крути, необходимо сначала научиться писать. Но как научиться писать, если не уметь читать? А как научиться читать, не умея говорить? А что составляет основу человеческой речи? Правильно, навыки общения.
Разве не так?
А теперь, дорогие, ответьте мне на вопрос: когда ребенок учится общению? С первых материнских объятий и нежных слов еще в роддоме! (А по некоторым мнениям даже в утробе!) И чем внимательнее родители были в азах, в первых шагах воспитания, тем больше шансов у ребенка в будущем достичь успеха!
Как в обучении человека профессии преподаватель опирается на багаж знаний закладываемых с детства. Так и в обучении четвероногого любимца специальным навыкам хозяин опирается на послушание, закладываемое еще со щенячьего возраста. Ведь согласитесь, глупо начинать учить азбуку, когда ваши ровесники уже готовятся к поступлению в ВУЗ.
И разве был бы Моцарт Моцартом, если бы с младенчества не учился музыке? Разве раскрылся бы так рано и так мощно его музыкальный талант, если бы он с малолетства не освоил нотной грамоты?
Так что, если даже просто воспользоваться элементарной логикой ответ на вопрос «Когда начинать воспитание / дрессировку щенка?» будет очевиден: чем раньше вы начинаете правильно воспитывать щенка, тем лучше!
Если же подойти строго научно, опираясь на означенную выше строго научную книгу, то, любая собака рождается с уже врожденными безусловными рефлексами. Это простейшие реакции организма и, хоть они и комбинируются в весьма сложные инстинкты, их все равно не достаточно для полноценного функционирования животного. Поэтому в помощь врожденным безусловным рефлексам, в следствие взаимодействия безусловных рефлексов и внешней среды, в коре головного мозга собаки достраиваются условные рефлексы, по-простому говоря, происходит обучение и приспособление животного к условиям окружающей среды. И это самое обучение начинается буквально с первого дня жизни, обеспечивая щенку возможность дальнейшего существования.
Опять таки, согласно науке, на еще несмышленого щенка постоянно воздействует бесконечное количество разнообразных факторов (так называемых раздражителей). И в какую сторону выльется их суммарное неконтролируемое действие – предсказать не сможет никто. Будут правильные условные рефлексы – щенок выживет, будут неправильные – погибнет. Ничего не попишешь, но жизнь в этом плане очень жестокая лотерея…
Поэтому пренебречь на данном этапе воспитанием щенка, формированием его навыков – это примерно то же самое, что подключить к Интернету компьютер без антивируса, да еще, для полного эффекта, и фаервол отключить… Долго ли протянет незащищенная операционная система? Помогут ли подхваченные вирусы эффективной работе компьютера? Порадует ли вас своим внешним видом и работой загаженный спамом сайт?
Тут и гадать нечего! Любой знает - результат будет однозначно плачевен.
Грамотная дрессировка щенка с первого момента общения – это защита крошечного четвероногого несмышленыша, фильтр и контроль поступающей в его мозг информации внешнего мира, аналогичный антивирусу и спам-фильтру, бескомпромиссно отсекающих вредоносные программы и спам, щедро льющиеся из всемирной сети. В результате, что в первом, что во втором случае это позволяет нам загружать и в прямом, и в переносном смысле только нужную информацию, застраховавшись от неприятностей в будущем.
Таким образом, ответ на вопрос «Когда начинать воспитание / дрессировку щенка?» становится очевиден и однозначен. Собрав все выше приведенные доводы, мы теперь убежденно можем заявить: чем раньше вы начнете грамотное воспитание щенка, тем скорейших и больших успехов вы достигните с ним во всех своих начинания!
Ведь и «ежу понятно», что логичнее сразу, под руководством грамотного специалиста, установить нормальную систему и надежный антивирус на свой компьютер, или дать ему нахвататься вирусов, а потом их вылавливать на жестком диске, с мыслью о возможной полной переустановке системы, рискуя потерять при этом нужные файлы?
Инструктор-дрессировщик собак Сергей Шаргородский, Киев