Дрессировка. Собака у дороги
При отсутствии должного воспитания, дорога – одна из самых больших опасностей для любой собаки.
Но и неправильным навыком этой проблемы не решить! Ирония в том, что даже при самой тщательной и старательной отработке, но изначально ошибочном подходе, проблема с дорогой не столько решается, сколько еще больше усугубляется.
Как следствие, невообразимое количество домашних животных ежедневно калечится и гибнет под колесами автотранспорта.
Именно поэтому, в своей работе инструктора-дрессировщика, данному разделу дрессировки «Собака и дорога», в рамках программы «Собака в городе», я уделяю особо пристальное внимание. Однако, для того, чтобы понять логику моих действий, нужно в первую очередь разобраться в недостатках традиционных подходов к решению этого вопроса.
Собака и дорога. Традиционные, самые распространенные методы решения проблемы.
Традиционных методов решения проблемы «Собака и дорога» мне известно четыре. Давайте рассмотрим их, критически оценим полученные результаты и сравним с моими рекомендациями. Выводы делать вам.
Собака и дорога. Традиционный метод №1: рассказать собаке, что дорога – это опасность.
Как не дебильно выглядит данный подход, но до сих пор встречаются использующие его уникумы.
Так, в Киеве, на Владимирской улице, на проезжей части, машиной был сбит насмерть красавец-кобель породы колли, погнавшийся за бродячей кошкой.
На закономерное возмущение свидетелей происшествия, как можно было, в самом центре города, с его сумасшедшим трафиком, отпустить с поводка недрессированную собаку, хозяйка, не дрогнув лицом, спесиво заявила:
- А я говорила ему (своей собаке), что выбегать за кошками на дорогу опасно!
И все! Как просто! С хозяйки взятки гладки! Она же говорила…
Собака и дорога. Метод: «рассказать собаке…». Оценка.
Комментарий, думаю, излишен. Исходя из очевидного результата, уверен, что оценку, скорее даже, диагноз и приговор данному методу, а, за одно, и «заботливой», «ответственной» хозяйке вы без затруднения вынесете сами…
Собака и дорога. Рекомендация в противовес методу: «рассказать собаке…».
Держитесь подальше от подобного рода кинологических профанаций.
Собака и дорога. Традиционный метод №2: «немецкий» вариант.
Хорошо и красочно этот метод описан в книге немецкого собаколюба Манфреда Кох-Костерзица «400 советов любителю собак», особенно популярной на пространстве бывшего Союза в 90-х годах прошлого века.
«Ваша собака должна усвоить, что каждый автомобиль представляет страшную опасность.
Попросите кого-нибудь из ваших знакомых, чтобы во время вашей прогулки с собакой на поводке, причем когда вы оказались на проезжей части улицы (ни в коем случае не на тротуаре!), он медленно проехал мимо вас на машине и сильно стукнул собаку плеткой. Одновременно он должен несколько раз просигналить. Если понадобиться, процедуру придется повторить» (С. 188-189).
Совет действительно «дельный»! Некоторые наши «специалисты» в дрессировке собак, вдохновившись им, развили идею дальше, рекомендуя даже слегка «наехать» машиной на собаку!
Вроде бы все здорово! Но…
Собака и дорога. «Немецкий» вариант. Оценка.
Подобная идея: «слегка наехать на собаку» – мне априори «нравится». Ведь тут фантазия большая не требуется. Машина весит минимум тонну, поэтому, что после этого произойдет с собакой, догадаться труда не составит…
Но остановимся даже на рекомендованном Кох-Костерзицем сильном ударе плеткой.
Получится примерно следущее.
Если вы незлобную собаку «шарахнете» плеткой из проезжающего мимо авто или слегка наедете на нее, то она до конца жизни будет панически бояться машин.
А это значит, что на ровном месте вы заработаете себе не только проблемы с поездками с собакой в автотранспорте. Кроме того, ваш питомец станет паниковать и дергаться при виде машин или звуке клаксона (помните рекомендацию «одновременно он (ваш знакомый на машине) должен несколько раз просигналить»)!
Подобная пугливость четвероногого друга навряд ли лучшим образом скажется при переходе через дорогу. Где гарантия, что, заметавшись в панике и убегая от одной машины, собака не влетит под другую? Да еще и не утянет вас за собой?! Так, в моей практике, мне не неоднократно доводилось иметь дело с собаками, либо случайно попавшими под авто, либо уже обученными подобным образом. Должен признать, что справиться с возникающей после этого паникой при виде автотранспорта задача отнюдь не из легких!
Отрадно, что и сам Манфред в дальнейшем это признает:
«Появляющуюся в результате этого пугливость собаки по отношению к машинам, в том числе и тогда, когда вы уже не находитесь на проезжей части, можно преодолеть. Возьмите собаку на поводок, дайте ей команду сесть или лечь, несмотря на бегущий мимо поток транспорта, и, находясь на тротуаре, хвалите, гладьте и успокаивайте ее, а если она попытается убежать, угостите ее вкусным кусочком» (Манфред Кох-Костерзиц. 400 советов любителю собак. С. 189).
Вот только тогда возникает несколько не очень удобных вопросов.
Вопрос первый: когда мы преодолеем только что образованную пугливость в отношении машин, где гарантия, что потерявшая «пугливость по отношению к машинам» собака снова не попрется на проезжую часть?
Вопрос второй: «если она (собака) попытается убежать»,а вы в этот самый момент «угостите ее вкусным кусочком», то в результате отучите ее бояться машин, или похвалите и закрепите попытку бегства?
Вопрос третий: кто-нибудь объясните мне, пожалуйста, смысл этой самой «железной» немецкой логики: образовывать пугливость, чтобы потом с ней же бороться и ее же преодолевать?
Как видите, если ваша собака обладает незлобным характером, то по предложенной методике вы тут же приобретаете целый ворох проблем.
Но не сильно переживайте по этому поводу. По правде сказать, ни чуть не лучше обстоят дела и со злобными собаками.
Потому что, если такого «сердитого» питомца «звездануть» плеткой из проезжающей мимо машины или «слегка» наехать на него, то он до конца жизни будет швыряться на машины, которые воспримет, как «обидчика» и «врага»! Чем подобное поведение закончиться, я думаю, догадаться не трудно…
Увы, но именно таким способом двое «умельцев» приучали московскую сторожевую «бояться машин».
На «Таврии» они как следует разогнались и «слегка» наехали на громадную собаку. В результате, от удара машиной, московская сторожевая отлетела метров на пять… Как они ничего собаке не переломали – одному Богу известно…
Зато потом, эти горе-дрессировщики не могли полчаса выйти из машины, пока взбешенный пес яростно бросался на несчастную обидевшую его «Таврию», скакал по ней, кусал за бампер, зеркала, колеса…Ничего не попишешь: габариты «Таврии» и московской сторожевой плюс-минус одинаковы!
Но, самое печальное даже не в этом.
Беда в том, что не зависимо от характера: будет собака бояться машин панически или будет яростно бросаться на них, ни в первом, ни во втором случае главную проблему это не решает! Потому что не надо быть водителем, чтобы сообразить, что максимальное ограничение скорости по городу в 60км/ч, на само деле является минимальным. А значит не трудно догадаться, что на скорости 60, а тем более 100 или 120км/ч, собака просто испугаться машины не успеет, как автомобиль уже раскатает вашего любимца по асфальту.
Вот и спрашивается: зачем было весь этот сыр-бор городить?
Собака и дорога. Рекомендация в противовес немецкому методу.
Я, в отличие от Кох-Костерзица со товарищи, приучаю собаку бояться проезжей части, а не машин. А это значит, что, не выходя на проезжую часть, питомец соответственно не рискует попасть под движущийся автотранспорт! При этом, даже находясь у дороги на бровке, или переходя дорогу, по специальной команде, четвероногий любимец совершенно не обращает внимания на проносящиеся с ревом машины, не паникует и не дергается заслышав резкий звук клаксона!
? При отработке в моей манере, собака, не выходя на дорогу, совершенно не паникует при виде проносящегося прямо перед ней автотранспорта.
? Собака спокойно движется у ноги хозяина, не обращая внимания и не пугаясь движущегося автотранспорта. А это согласитесь отнюдь немаловажно в различных непредсказуемых и опасных дорожных ситуациях.
Собака и дорога. Традиционный способ №3: самый распространенный, «народный».
Еще один, наиболее всем известный, можно сказать «народный» вариант перехода через дорогу выглядит следующим образом.
Хозяин, подходя с собакой к проезжей части, предварительно останавливает собаку командой «Стоять!» или «Дорога!» (или что-то в этом роде). А затем, убедившись, что никакой опасности нет, бордо командует «Вперед!» (или что-то в этом роде) и питомец резво и быстро перебегает на другую сторону дороги.
С виду все просто и логично. Однако, посмотрим, как это будет выглядеть на практике.
Собака и дорога. «Народный» вариант. Оценка.
Однажды, провожу очередное занятие с клиентом со стаффом на Южной Борщаговке.
Хозяин, прямо скажем, – трудный. Он – бывший пограничник, поэтому, по его заявлениям, все о дрессировке собак знает. Одна лишь беда – ничего толкового из этого не получается.
Поэтому не удивительно, что, чуть ли, не по каждому вопросу у меня с ним возникают затяжные словесные баталии. В общем, работа движется трудно. Но я не отчаиваюсь, потому что если смогу переучить на правильный лад такого «все знающего» клиента – смогу научить кого угодно.
Дело, со скрипом, но движется, когда подходим к теме «Собака и дорога».
Объявляю клиенту, что сегодня мы будем учиться правильно переходить с собакой через дорогу. На что мне мужик уверенно отвечает:
- Нас учить переходит через дорогу не нужно! Дескать, мы и так это отлично умеем…
Вполне уверенно предполагая, что за способ перехода через дорогу мне сейчас продемонстрирует владелец, я, тем не менее, предлагаю похвастаться их успехами.
Хозяин со своим питомцем уверенно направляются к проезжей части (улица Симиренко, перекресток с Жолудева, базар, по две полосы движения автотранспорта в каждую сторону, по средине не огражденная линия скоростного трамвая, у тротуара остановки автобусов, трамвая, маршруток, такси, стихийная торговля и сумасшедший поток людей). Перед дорогой, как я и предполагал, хозяин подает собаке тормозящую команду «Дорога!», заставляя пса остановиться перед проезжей частью. А затем, убедившись, что по близости авто нет, владелец бодро командует собаке «Вперед!» направляя питомца жестом руки перебегать на другую сторону магистрали.
Все вроде бы здорово! Но!
Если учесть, что проезжая часть улицы Симиренко состорит из двух встречных полос, разделенных недодгражденной линией скоростного трамвая, то… Посылая собаку через одну полосу, хозяин совершенно не задумывается, что впереди еще трамвайная линия (как положено, в две стороны), а за ней еще и две встречные полосы, которые в расчет принять просто не возможно, учитывая сумасшедший трафик данного перекрестка. Поэтому хозяйская команда вперед – это пальцем в небо: как далеко побежит собака и где остановится - одному только Богу известно!
Но, слава Богу, пес дальше трамвайной колеи не забежал, став, аккурат, посреди трамвайный путей. А самого трамвая, к счастью, не случилось...
Переходим мы дорогу с хозяином дальше и подходим к полосами встречного движения. И вот тут, как раз в тот самый момент, когда владелец стаффа по обыкновению тормозит пса командой «Дорога!», я вдруг трогаю мужика за плечо, отвлекая его элементарным вопросом. И что бы вы думали? Пес, не услышав тормозящей хозяйской команды «Дорога!», честно вышел на проезжую часть…
Конечно же, я отвлек владельца специально, естественно, перед этим убедившись, что машин на дороге перед нами нет. Однако, факт остается фактом! Где гарантия, что этого же не случиться в реальной ситуации?
- Видите, - говорю я хозяину. – Стоит вам чем-то только отвлечься, стоит только кому-то вас позвать или даже случайно задеть в толпе, стоит вас чему-нибудь отвлечь… – стоит вам только не подать дурацкую команду «Дорога!», как ваш питомец тут же честно зарулит под машину!..
Вас устраивает такой результат? Тогда давайте разберем эту ситуацию поподробнее.
В приведенном выше типичном «народном» варианте, хозяева должны быть постоянно на стреме: не дай Бог отвлечешься, не дай Бог не успеешь перед проезжей частью тормознуть собаку командой «Дорога!» («Стоять!» и т. п.) – роковая развязка предопределена! А ведь в оживленном уличном движении есть множество факторов, которые могут владельца отвлечь! И что же тогда собаке попадать под машину? Итог для горячо любимого питомца, прямо скажем, незавидный!
В предлагаемом мною варианте, собака напротив, сама приучается не выходить на проезжую часть. Более того, мои воспитанники не выходят на проезжую часть без хозяина, как их не провоцируй.
В результате, даже если хозяин отвлекся, собака сама, по привычке, на проезжую часть не выйдет!
Кроме того, если в «народном» варианте собака на краю дороги стоит «на низком старте» в напряженном ожидании команды «Вперед!» (или что-то в этом роде), то, как не крути, очень велика вероятность фальстарта! Где гарантия, что ваш питомец, готовый рвануть по первому вашему сигналу через проезжую часть, не сорвется на еще какой-то резкий звук: скрип тормозов, хлопок мотора, свист… В конце концов, стоящий рядом прохожий может хлопнуть зонтиком, взмахнуть рукой, кашлянуть…, пукнуть наконец… А подобный фальстарт, как вы сами понимаете, неизбежно заканчивается под колесами автомобиля!
Собака и дорога. Рекомендация в противовес «народному» методу.
В противовес приведенному выше «народному» методу, в моем же случае, собака переходит через дорогу только по специальной команде возле хозяина.
? Правильно и максимально безопасно, когда собака переходит дорогу только у ноги хозяина.
Поэтому, пока владелец не выйдет на проезжую часть, собака с места не двинется, хоть стреляй, кашляй и пукай одновременно!
Кроме того, в моем подходе есть еще и третий страховочным пункт, в котором я «особенно придирчив и тщателен» на проезжей части. А это значит, что собака не просто четко идет возле хозяина!
За счет придирчивой и тщательно наработки, подходя к дороге, ожидая перехода и непосредственно на проезжей части она особенно сосредоточенна и внимательна, готова моментально среагировать на любое мое движение вперед, назад, в сторону…
? Внимание собаки приковано к хозяину, при приближении к проезжей части.
? Внимание собаки приковано к хозяину, при ожидании перехода.
? Безукоризненное движение через проезжую часть у хозяйской ноги.
Поэтому, какой бы сложной не была обстановка на дороге, мы всегда имеем возможность сманеврировать в любом направлении, и нас, даже очень хитрому водителю, не так то просто задавить! А это означает, что если хозяин достаточно дружит с головой, чтобы не зарулить под машину, то и собака под машину не попадет!!!
Почему я делаю такую странную оговорку?
Да потому что, однажды, одна хозяйка, возвращаясь из гостей «подшофе», четко, по выученным командам, как и учились, взялась переходить проспект в неположенном месте и, естественно, попала под машину...
Слава Богу, что собака была рядом. Поэтому удар бампером пришелся не по ногам хозяйки, а по собаке. И хотя несчастному животному от удара переломало хребет, тем не менее своим телом оно все же смягчило удар, и хозяйка отделалась только ушибами и растяжениями.
От столь тяжелой травмы собака в скорости издохла, зато барышня серьезно не пострадала. И хотя итог печален, все таки жизнь человека, пусть и не самого разумного, куда ценнее жизни собачьей…
Вот такая вот ситуация. Но разве можно винить собаку в том, что хозяйка-дура?! Тем более, что учить хозяев дружить с головой и, для своего же блага, соблюдать правила дорожного движения – это уже несколько не моя компетенция, а специальность совершенно других служб. И людям, у которых есть подобные проблемы, нужно обращаться по соответствующему адресу (в ГАИ, например).
Если же предположить, что хозяин достаточно с собой дружит, то, при выполнении моих рекомендаций, любые неприятности с собакой у дороги совершенно исключены!
Собака и дорога. Традиционный способ №4: не спускать собаку с поводка.
На первый взгляд казалось бы что может быть проще и логичнее не спускать собаку с поводка и баста! Вот и в своей книжке «Что должны знать все хорошие собаки. Дрессировка через понимание» Джек Вулхард и Мелисса Батлетт рекомендуют:
«Пусть вами руководит здравый смысл. Например, если вы отправились в путешествие, и вам нужно выгулять собаку на зеленой стоянке, находящейся подле оживленной автомагистрали, будет полным бредом делать это без поводка. И запомните правило: если ситуация представляется вам сомнительной, лучше держать вашего питомца на поводке». (С. 124).
Казалось бы, в этот раз вопрос наконец-то решен!?
Увы, нет! На самом деле это только кажется…
Собака и дорога. Вариант «не отпускать с поводка». Оценка.
Без правильной и качественной отработки темы «Собака и дорога», сам по себе поводок не только ничего не решает. Он даже может усугубить ситуацию. Судите сами.
Много лет назад в Умани доберман, находящийся на поводке, на прогулке затянул хозяина под мчавшуюся по трассе машину.
В другом случае, шарпей на поводке так дернул хозяйку на перекрестке, что она упала прямо на проезжую часть. К счастью, водитель выполнял поворот и успел затормозить. Колесо остановилось прямо в сантиметре от головы…
Правда, на этом беды не кончились.
Упав, барышня так сильно разбила руку, что образовалась не проходящая гематома. В результате, хозяйке – профессиональному музыканту пришлось перенести в пятьдесят пять лет три операции!!!
В третьем случае, барышня переходила улицу Косиора (теперь Черновола) по зебре, ведя на поводке маленькую собачку. Мимо промчался джип. Женщину он объехал, а крошечную собачку, бежавшую впереди хозяйки намотал вместе с поводком на колесо. Поскольку другой конец поводка был намотан на руку женщины, то ее протянуло за джипом по дороге несколько десятков метров, пока поводок не оборвался. Женщина погибла на месте, а машина даже не остановилась.
В принципе, при такой скорости и мощности машины, в джипе могли даже и не заметить ни раздавленную крошечную собачку, ни хозяйку, которую волочили за собой по асфальту.
2006 год. Сообщение на форуме Pets Inform, в разделе лабрадоры:
«В это невозможно поверить.
Вчера трагически погибла наша любимая девочка, наша радость, наша Мона.
Кожаный плотный поводок, оборвался как бумага, когда подходили к дороге. Мона погибла сразу на глазах 12-летней дочери. Почему???»
А то, не понятно!
Собака – непослушна! Причем это не просто огрехи в работе неопытного собаковода. Здесь собака настолько неуправляема, так рвет и мечется, что «кожаный, плотный поводок, оборвался как бумага»!
Но это еще не все.
Оказывается, именно, вот с такой «ненормальной» собакой, «любящая» мамаша отпускает гулять двенадцатилетнюю дочку!!! Что это? Трогательная забота о ребенке? Если да, то тогда здесь не о собаке плакать надо, а Богу молиться, что поводок лопнул! Что не обученная и психованная собака не затянула под машину двенадцатилетнюю девчонку!!!
Ведь лабрадор собачка отнюдь не маленькая – доберману в мощи не уступит, а уж шарпея больше и подавно! Мне не раз доводилось видеть, как эти собачки таскали за собой немаленьких дядечек. А одну хозяйку непослушный кобель-лабрадор так дернул, что она заработала две неоперабельные межпозвоночные грыжи!
И вот, на фоне всего этого, дура-мать поручает такую собаку ребенку, да еще и отпускает гулять у дороги! Где, скажите мне, у тетеньки мозги?!!!
Собака и дорога. Рекомендация в противовес методу: «не отпускать с поводка».
Как видите из приведенных выше примеров, сам по себе, поводок проблемы ни только не решает, но еще запросто может ее усугубить. Поэтому только грамотная всеобъемлющая дрессировка собаки, в том числе и отработка навыков правильного поведения на дороге – единственное безопасное решение данного вопроса. Ведь если собака обучена сама никогда не выходить на проезжую часть, переходить дорогу только с хозяином и только у его ноги, то все перечисленные неприятности исключаются сами собой.
Конечно же, проезжая часть – это лишь одна из доброй сотни ситуаций, которые требуют взвешенного и разумного подхода. Но, при всем при этом, со своей стороны, еще раз подчеркну, что если хозяин достаточно дружит с собой, со своей головой, то все проблемы решаемы!
Инструктор-дрессировщик собак Сергей Шаргородский, Киев